Безальтернативный Выбор: Игровое Кино vs Киношная Игра

Black Mirror: Bandersnatch или "Да, я геймер! Я же подписан на Нетфликс!"

Уникальность текста: 100.0%
Просмотров: 43
- Привет, ты слышал про Нетфликс?
- Конечно, слышал. Все слышали про Нетфликс, это же Нетфликс.
- А знаешь ли ты, что на Нетфликсе есть все?
- Да ладно, не может быть там прямо.. Ну вот всего.
- А вот и может.
                                                      (Определенно точно существовавший диалог                                                               более чем возможно существовавших людей)

И правда - может. Помните старые игры для DVD проигрывателей (DVD-PG), построенные на "интерактивном меню", то есть игры, в которых вам дается определенное количество вариантов выбора, а каждый выбор соответствует определенному видеофайлу на диске? Таким образом были построены игры вроде "О, Счастливчик", "Сибирь", или же, небезызвестный "Метрон". Кто знает - тот поймет.

Однако, вряд ли DVD-фильмы сейчас так широко используются, как в былые времена, ведь кругом есть разной навороченности Smart-TV, у которых присутствует разной навороченности прошивка, для которых существуют разной навороченности приложения, в доме, который построил Джек. В том числе - приложения для всяких-разных стриминговых платформ, одной из которых является Нетфликс (не спонсор).


На Нетфликсе (все еще не спонсор) уже уже и без того в наличии имеется огромное количество различных шоу и фильмов, пересмотреть которые ни у одного человека не хватит и жизни, но они, видимо, немного посидели, поиграли в подобные игры и подумали - "А почему у нас есть все, даже черное зеркало, но нет своего Метрона?".
Так и появился Black Mirror: Bandersnatch.
И это обзор на игру. На фильм. То есть на сериал. На шоу на Нетфликсе (спонсор? нет), в котором один из эпизодов вышел на dvd плеере, но запустить его решили на стриминговой платформе онлайн. Взгляд на жанр интерактивного кино через призму недавно вышедшего эпизода Черного Зеркала.



Покупаешь такой телек со Smart-TV, а он тебе как раз

Вот угораздило меня купить подписку на Нетфликс (не спонсор - они мне не платят). Ну и что, что первый месяц бесплатный. Ну и что, что можно дополнительно за 4 евро в месяц (не спонсор) подключить HDR. Самое главное - на пульте от моего телевизора есть для него отдельная кнопка. Ну надоело мне, что кнопка есть, а Нетфликса (даже здесь не спонсор) - нет. Короче, подписку оформил и понеслась.
Не буду заострять внимание на том, каким невероятным пожирателем свободного времени является эта платформа, перейду сразу к делу - не без помощи третьих лиц я узнал о том, что у сериала Black Mirror появился "интерактивный эпизод", где можно самому решать судьбу главного героя. 
Звучит интересно, да и в свое время я любил книги из серии "Выбери себе приключение", чем, по сути, данный эпизод и является. 


Внимание: Мейджор Спойлер Алерт. Если не хотите быть заспойлеренным в сопли - лучше закрыть эту статью и оформить подписку на Нетфликс (неспонсор), если же вы готовы взять на себя всю ответственность за то, что произойдет дальше - добро пожаловать и приятного просмотра. То есть, чтения.

А теперь про эпизод

Мгновенный спойлер - весь смысл эпизода, примерно, в этом
Для начала введу в курс дела и расскажу немного о том, что же вообще происходит (хотя интересующиеся могли уже и на википедии прочитать, или на кинопоиске, или на заборе, а не интересующиеся сюда бы даже не кликнули, но я не хочу, чтобы мне сказали, что я не сделал "введение", так что вот вам):
Главные герой эпизода - подросток-программист, который живет в 1984 году и занимается разработкой игры Bandersnatch, где что-то что-то про лабиринт, демонов, правительственные заговоры и прочие интересности. Игра эта основывается на одноименной книге автора, который в процессе написания книги сошел с ума, считая, что своими действиями он не управляет, да и вообще существует лишь иллюзия выбора. Таким образом, перед нами как зрителем (и игроком) стоит задача "закончить" разработку игры, определяя ключевые решения главного героя на этом пути. Для пущего реализма главный герой как бы "догадывается", что за ним следят и у него начинает ехать крыша, причем примерно в том же стиле, как она ехала у автора оригинальной книги Bandersnatch



Собственно, это все, что пока что стоит знать о сюжете эпизода, остальное же лучше самому посмотреть/пощупать/поиграть. Поговорить я хотел не об этом, а точнее - не совсем об этом. 
Все дело в том, что сама задумка серии - показать, что свободы выбора, как таковой, не существует. Конечно, главный герой при разработке игры пытается дать потенциальному игроку эту самую свободу, но, несмотря на то, что в кратком описании эпизода фигурирует фраза "A mind-bending tale with multiple endings.", именно этого множества концовок я там не нашел. 
Конечно, просмотр мог быть условно окончен после каждого моего неверного решения, однако, в таких случаях герой либо говорил "Я попробую еще раз" и фильм начинался заново с перемоткой уже сделанных мной решений, вплоть до ключевого, либо мне показывали экран с возможностью изменения "того самого ключевого выбора", а конечные титры показались единожды, после "той самой концовки". "Multiple endings much?".

(и да, даже момент с данного кадра, являясь, по сути, одним из ключевых решений, ни на что не влияет. То есть, влияет, но приводит вас не к альтернативной концовке, а к тому, что вам в открытую говорят, что ваш выбор - неверный)

 Помимо этого - с самого начала игры(эпизода) нам предоставляется возможность сделать некий выбор, который в дальнейшем не влияет ни на что, кроме рекламы, которая позже показана по ТВ (например - тип сухого завтрака, который предлагает отец), в итоге нас все равно ведут по заранее линейному сюжету к одной единственной концовке - той, где юный программист понимает, что не стоило стремиться к предоставлению стопроцентной свободы выбора - это была бы просто неподъемная задача, по крайней мере - для одного человека, да и далеко не каждый игрок это оценит. Для заветных "10 из 10 игра года" от телеобзорщика игр, герой решает создать некую "иллюзию выбора", а именно то, что на протяжении всей игры нам предоставлял данный эпизод. 


Именно иллюзия выбора в формате "интерактивного кино" вызывает у меня наибольшее недоумение, ведь одно дело - делать игру из фильма (как это сделали в данном случае), но совершенно другое - делать фильм из игры. В общих чертах обе ситуации являются чем-то похожим, однако, воспринимаются несколько иначе. Взять, к примеру, одного из наиболее популярных в широких кругах представителей жанра - Detroit: Become Human. Технически - это именно игра, но в ней присутствует огромное количество просто бессмысленных действий, которые ни на что не влияют, особенно это заметно в конце уровней (не уверен, что корректно называть логическое завершение какой-либо сцены в этой игре - уровнем, но, надеюсь, вы меня поняли), когда нам, как игроку, показывают схему решений, которые мы совершили, что дает понять, упустили ли мы что-то или нет. Зачастую это была просто линейная схема с определенным количеством альтернативных опций посередине, однако это, в итоге, ни к чему не приводило. Однако, людей это затягивало. Трудно сказать, происходило это благодаря иллюзии выбора как альтернативе реальной свободы в принятии решений, но, возможно, именно это и было ключом к популярности - человек смотрит кино и иногда нажимает на кнопки, чувствуя собственную причастность к происходящему. 

Кино, игра, киноигра, или игрофильм?

Поднимая тему "Кино с элементами игры против игры в формате фильма" я хотел задать полуриторический вопрос: Стоит ли компаниям тратить огромные средства на разработку игр, геймплейная составляющая и значимость выбора в которых не особо-то превосходят оные в очередном эпизоде не самого дорогого в производстве сериала?
Стоит ли тратить огромные суммы денег на эту самую разработку и брать полную стоимость ААА игры с потенциальных игроков, если в ее разработке все так же используются живые актеры, равно как и на съемках сериала? А как Вы думаете?



Что же касается самого Black Mirror: Bandersnatch - он крайне рекомендуется к просмотру (игре?). Не "10/10 would play again", естественно, ведь фильм при всех возможных выкрутасах, интерактиву, 7d и 120fps все так же остается фильмом, но, как дань уважения подобному формату книг и находчивости разработчиков, изначально придумавших подобный жанр в виде DVD-PG (если это может считывать данные и к нему можно подключить экран - на этом можно играть) стоит отдать ему должное, ведь это очень крутая альтернатива современным бесконечным римейкам и продолжениям всего и вся. 

Спасибо за внимание, господа фанаты игр и не очень игр.
Всем пис, кто хитрый лис, всем лав, кто Владислав ;)

12
Подарить GameCoin автору